Средняя посещаемость домашних игр московского "Спартака" идёт по
рекордному графику, в Казани она упала на 40 процентов, а ЦСКА и "Крылья
Советов" растеряли больше четверти поклонников.
Посещаемость
клубов Премьер-Лиги
Зрители на трибунах - одно из главных
действующих лиц любого футбольного матча. Они же являются и важнейшим
атрибутом соответствующей телевизионной картинки. Во время паузы в
телетрансляциях рассмотрим как заполнялись наши арены.
За
последние 25 лет максимальная средняя посещаемость отечественных
первенств составила 26,5 тысяч зрителей (чемпионат СССР 1987 года), а
лучшее значение непосредственно для чемпионатов России - в два раза
меньше (13,25 тыс. зрителей, 2007 г.).
В начале 90-х годов она
была на уровне 6-9 тыс. человек. Но уже с 1996 г. средняя посещаемость
не опускалась ниже отметки в 10 тыс. зрителей. А в новом веке ее
значение находится в границах 11-13,5 тыс. человек.
Для сравнения
приведем цифры средней посещаемости зарубежных чемпионатов: Германия -
более 40 тыс.; Англия - 35 тыс.; Испания, Италия, Франция, Аргентина,
Мексика - 20-30 тыс.; Голландия, Шотландия, Китай, Япония, США и
подэлитные лиги Англии и Германии - 15-20 тыс.; Австралия, Корея, Турция
- 13-15 тыс.; Бельгия, Португалия, Швейцария - 10-13 тыс.; Австрия,
Дания, Украина - 8-10 тыс. зрителей.
В первой части ЧР-2010
(после 11 туров) наш показатель равняется немногим более 12,5 тыс.
зрителей. При средней вместимости 23,5 тыс. человек, стадионы
заполнялись менее чем на 55%.
По клубам средняя посещаемость
домашних игр имела следующие значения (в скобках - относительно итоговых
данных прошлого сезона):
1. "Спартак" - 27,25 тыс. чел (+ 12,5%)
2.
"Алания" - 20,75 тыс. чел (+ 77,5%, ПД)
3. "Зенит" - 20,75 тыс.
чел (+ 2,5%)
4. "Локомотив" - 13,75 тыс. чел (- 10%)
5.
"Томь" - 13,25 тыс. чел (+ 15%)
6. "Анжи" - 12,75 тыс. чел (+
22,5%, ПД)
7. "Амкар" - 12 тыс. чел (0%)
8. "Крылья
Советов" - 11,75 тыс. чел (- 27,5%)
9. "Ростов" - 11 тыс. чел (-
5%)
10. "Сибирь" - 10,5 тыс. чел (+ 40%, ПД)
11. ЦСКА -
10,5 тыс. чел (- 27,5%)
12. "Спартак-Нальчик" - 9 тыс. чел (-
2,5%)
13. "Терек" - 9 тыс. чел (+ 25%)
14. "Рубин" - 9
тыс. чел (- 37,5%)
15. "Динамо" - 6,75 тыс. чел (- 10%)
16.
"Сатурн" - 6,75 тыс. чел (0%).
Второй сезон подряд лидерство по
посещаемости домашних игр удерживает московский "Спартак". Причем сейчас
он идет с превышением рекордного итогового значения для наших
чемпионатов нового века, которое в 2003-2004 гг. показывал ФК "Крылья
Советов" (около 26 тыс. чел). Тем более что впереди у красно-белых еще
игры с ЦСКА, "Зенитом" и "Рубином", которые пройдут в "Лужниках".
Из
команд, которые выступали в Премьер-Лиге и в прошлом сезоне, лучшая
динамика посещаемости у "Терека" (плюс 25%), а худшая - у "Рубина", ЦСКА
и "Крыльев Советов". Посещаемость стадиона в Казани уменьшилась почти
на 40%, а интерес к домашним играм у армейских и самарских болельщиков
снизился более чем на четверть.
Динамика домашней посещаемости
в 21 веке
В 2003-2004 гг. московский "Спартак" имел среднюю
посещаемость домашних игр около 9 тыс. зрителей - по сравнению с тем
периодом она возросла на 200%. При этом зрительский интерес увеличивался
не постепенно год за годом, а скачкообразно (в частности, в 2007 г. -
23 тыс. чел и первое место по итогам сезона). Так или иначе, но утроение
заполняемости трибун всего за 6-7 лет - это один из лучших показателей
не только в России, но и в Европе.
"Алания" традиционно входит в
число отечественных лидеров по посещаемости стадионов, но в последний
раз на первом месте этот клуб был в 2002 г. (22 тыс. чел). А, например, в
2007 г. (Первый дивизион) средняя посещаемость падала до 6,5 тысяч.
Правда в прошлом году (накануне выхода в Премьер-Лигу) она составила уже
почти 12 тыс. человек - и это лучший показатель для подэлитной лиги в
двух предыдущих сезонах.
С 2003 г. посещаемость "Зенита"
стабильно находится в пределах 20-21,5 тыс. человек. За эти границы она
выскочила только один раз - в 2006 году, когда матч "Зенит" - "Динамо"
был проведен на стадионе им. Кирова (44 тыс. зрителей). Кстати в тот год
средняя посещаемость игр на берегах Невы составила почти 22 тыс.
человек и она стала лучшей в чемпионате. Несомненно, интерес местной
публики к посещению своей арены имеет высокий потенциал, реализация
которого сдерживается существующими ограничениями по вместимости трибун.
В
первой половине десятилетия рост поклонников "Локомотива" был одним из
самых бурных. Так в период с 2002 по 2006 гг. средняя посещаемость
увеличилась с 6,5 до 13 тыс. чел, т.е. на 100%. Потом процесс несколько
затормозился - в 2007-2008 гг. этот показатель находился в границах
13-13,5 тыс. человек. В прошлом году впервые в истории клуба он превысил
отметку в 15 тысяч, но в текущем сезоне до своего рекордного значения
пока не добирает 10%.
С момента дебюта в Премьер-Лиге (ЧР-2005.)
средняя посещаемость ФК "Томь" держится в районе 13 тысяч зрителей.
Исключение составил лишь прошлый сезон, в котором она снизилась до 11,5
тыс. человек. А в год прощания с Первым дивизионом (ЧР-2004) стадион в
Томске в среднем заполняли 10 тыс. любителей футбола.
В год
вылета из Премьер-лиги (ЧР-2002) средняя посещаемость домашних игр
махачкалинского "Анжи" составила около 11,5 тыс. человек. В середине
десятилетия (Первый дивизион) она опускалась до отметки в 5 тысяч и
ниже. В прошлом сезоне интерес местной публики вновь проснулся, и
посещаемость увеличилась до 10,5 тыс. человек. А в нынешнем она
превысила и значение восьмилетней давности.
Пермский "Амкар" в
Премьер-Лиге с 2004 года. В тот сезон его средняя посещаемость домашних
игр составила 16 тыс. человек, что позволило уральскому клубу замкнуть
тройку призеров по количеству зрителей. За последующие два года она
снизилась до 13,5 тысяч. Но в 2007-2008 гг. средний показатель снова
вернулся на первоначальный уровень (16-16,5 тыс. чел). В 2009 году
посещаемость опять упала, дойдя до минимального значения за время
пребывания в элите (12 тыс. чел).
"Крылья Советов", самый
посещаемый клуб восточной Европы начала века, сегодня является лишь
середняком нашего первенства. В новом столетии клуб пять раз (2001,
2003, 2004, 2005, 2008 гг.) становился лучшим по посещаемости в
российском чемпионате. В 2001-2005 гг. его средняя домашняя посещаемость
не опускалась ниже отметки в 20 тыс. и даже превышала 25 тыс. чел. А
вот во второй половине десятилетия она волнообразно опустилась до
значения ниже 12 тысяч (2010 г.). Если сравнить с 2003-2004 гг., то
интерес местной публики к походам на стадион упал почти на 55%.
Средняя
домашняя посещаемость "Ростова" до его вылета из Премьер-Лиги (2007 г.)
держалась на уровне 8,5-9,5 тыс. зрителей. В неудачном 2007 году она
составила 7 тыс., а в 2008 (Первый дивизион) - всего 4,5 тыс. чел. Но с
возвращением в класс сильнейших, посещаемость вышла на локальные
рекордные показатели. В прошлом сезоне она была 11,5 тыс., а в текущем -
11 тыс. зрителей.
Абсолютный дебютант Премьер-Лиги ФК "Сибирь" в
Первом дивизионе имел лучшую среднюю посещаемость домашних игр в
размере 7,5 тыс. зрителей (2009 г.). Элитная лига увеличила ее на 40%.
До
2007 года ПФК ЦСКА имел среднюю домашнюю посещаемость в границах
9,5-11,5 тыс. зрителей. В 2007 году она превысила 13 тысяч, а в 2008
году достигла своего максимума - 15 тыс. чел. В прошлом году
посещаемость была около 14,5 тыс. чел, а в этом опустилась на уровень
начала века.
За первые три сезона в Премьер-Лиге (2006-2008 гг.)
средняя посещаемость домашних игр ФК "Спартак-Нальчик" постепенно
снизилась с 13,5 до 9 тысяч зрителей, т.е. на треть. С 2009 года падение
остановилось, а надолго ли - покажет окончание уже этого сезона.
Грозненский
"Терек" - единственный клуб, который в новейшей истории лишь несколько
сезонов выступает на своей домашней арене. Пока лучший итоговый
показатель равняется 8,5 тыс. зрителей (2008 г.).
Казанский
"Рубин", чемпион страны последних двух сезонов, никогда сверхвысокой
посещаемостью не отличался. В год своего дебюта (ЧР-2003.) она в среднем
составила 13,5 тысяч, а в год первого чемпионства - 17,5 тыс. зрителей.
В прошлом году она упала до 14,5 тысяч, а негативный процесс
продолжился и в нынешнем сезоне. Минимум был зафиксирован в 2004 г. -
8,5 тыс. зрителей.
В начале десятилетия средняя посещаемость
домашних игр московского "Динамо" балансировала вокруг отметки 6 тысяч
зрителей. В период же с 2005 по 2008 гг. этот показатель увеличился до
12,5 тыс. человек, т.е. вдвое или более чем на 100%. Но за время
химкинской ссылки он вернулся на исходную для начала века позицию.
Домашние
игры подмосковного "Сатурна" вплоть до 2007 года включительно в среднем
посещали 10 тысяч человек. А вот с 2008 года интерес к раменским
футбольным баталиям стал заметно падать - за это время средняя
посещаемость снизилась на треть.
Количественные оценки
посещаемости стадионов Аналитического Агентства СК (некоторые значение
могут несколько отличаться от официальной информации - взвешенно
учитывались часто противоречивые данные из различных источников).