Евгений Плющенко выиграл серебро на Играх в Ванкувере. Он чисто откатал короткую и произвольную программы, исполнил два четверных прыжка, но по компонентам уступил американцу Эвану Лайсачеку. Который, в общем-то, не сделал ничего гениального. Только не нужно обвинять судей в предвзятости. Мир несовершенен – и никто не обещал, что фигурное катание – идеальный спорт. Скорее, наоборот.
Конечно, мы ждали золота. И Женя ждал. И все его разговоры: приму, мол, любой результат – было лишь напускным. Чтобы не спугнуть удачу. Но… Не получилось.
Наверное, недооценили судьи. Не восхитились. Немного погорячились с оценками. Меньше всего хочется их обвинять в предвзятости. Меньше всего хочется истерить и говорить о заговоре. Меньше всего хочется тыкать на лояльность к американцам и канадцам (хотя того же Патрика Чана судьи за уши вытянули на 5-е место).
Если честно, не хочется вообще ничего говорить. Это фигурное катание, которое постепенно превращается в сухой паек. Компоненты, надбавки, артистизм – все смешалось. С новой системой этот запутанный вид спорта не стал ближе к зрителю. Не стал понятнее. Для простого болельщика, как я, ничего не изменилось. Все просто в футболе и хоккее – забил гол, ты впереди. Все просто в легкой атлетике – быстрее пробежал, ты лучший. Все просто в бобслее – быстрее проехал, ты выиграл.
А в фигурном катании не так. Сделал четверной прыжок, который не сделал никто, и проиграл. Это, по меньшей мере, несправедливо. По меньшей мере, странно. За четыре года никто не научился прыгать четверной. Я не специалист – это вам Игорь Порошин в своем олимпийском блоге все подробно расскажет – но не покидает ощущение, что что-то не так устроено в этом фигурнокатательном мире. Не так расставлены приоритеты.
Лайсачек – молодец. Он здорово откатал. Возможно, как никогда в жизни. Но в его программе не было ничего выдающегося. Он размахивал руками, как ветряная мельница. Закатывал глаза, мило улыбался. Исполнил отличную дорожку шагов, которую судьи оценили божественно. На четвертый уровень. Почти недостижимый. Был ли там четвертый уровень? Не знаю… Очень похоже – но это тот самый случай, когда арбитры купились, поверили, проявили лояльность.
Давайте без обиняков: Плющенко тоже был небезупречен (хотя в итоге и получил большую сумму, чем на Евро-2010). «Пошатнулся» на тройном акселе (судьи сняли 0,36 балла с базовой оценки 8,20), устал к концу программы. Ему явно не хватало скорости. Впрочем, ждать от человека, который не катался три года, вихревого темпа – наивно.
Но Лайсачек тоже не Герой нашего времени. Четверной он не сделал ни в короткой, ни в произвольной. Это настораживает. Недобрал баллов на каскадах «тройной аксель + двойной тулуп» (минус 0,56) и «тройной флип + двойной тулуп + двойной тулуп» (минус 0,40). По другим компонентам превзошел – во многом из-за каскада «тройной лутц + тройной тулуп» (базовая стоимость 10,00 плюс 1,40).
Немного странно, что судьи так щедро оценивали любые прыжки американца: 1,40 за тройной лутц – в то время как Жене дали 0,60; 1,00 за тройной сальхов – в то время как Жене дали 0,80. Совсем не поощрили плющенковский каскад «тройной лутц + двойной тулуп».
Возможно, надо было рисковать – делать еще один четверной (тем более Женя катался последним и знал высокие оценки Лайсачека) или ставить каскад «тройной лутц + тройной тулуп», который исполнил Эван.
Да, новая система не совершенна. Наверное, какие-то элементы должны оцениваться лучше. «После четверного дольше восстанавливаешься. Это сложнейший элемент, а кто-то вообще не умеет его прыгать», – Плющенко в интервью Первому каналу выглядел немного грустным.
Но он вернулся. Подарил надежду. Не разочаровал. Поражение нужно пережить достойно. Настоящие мужчины так делают.