По результатам прошедшего финала «Уимблдона» только ленивый еще не
высказался на тему величия Роджера Федерера. Давайте для разнообразия
поговорим о проигравшем. Море восторгов и капля грусти – в традиционном
пост-турнирном обзоре прессы от Sports.ru.
Несмотря на то, что в
финале Федереру противостоял Энди Роддик, а вовсе не Рафаэль Надаль,
те, кто смотрел матч или хотя бы видел окончательный счет, не станут
возражать, что финал этого года, скорее всего, не уступал прошлогоднему
ни по качеству игры, ни по пронзительности драмы. Роддик же... Скажите,
кто, узнав имена финалистов, хоть на минуту не представил себе
очередной скучный сюжет, в котором Роддик выступает в привычной роли
столь удобного для Федерера мальчика для битья? И как радостно было увидеть в финале настоящую «битву гигантов» и открыть для себя «нового» Роддика.
По
мнению Питера Бодо, «улучшенный» Роддик нам предстал во всей красе еще
на подходах к финалу. Чтобы подняться – надо сначала упасть. Бодо
вспоминает, чем для Роддика закончился прошлогодний «Уимблдон»:
«Почти ровно год назад Роддик покидает «Уимблдон»
разочарованным и смятенным, проиграв в третьем круге. В Лондоне он
делится своими сомнениями и опасениями с невестой, а ныне женой,
Бруклин Декер. После чего они возвращаются в США, чтобы 4 июля
отпраздновать День независимости в кругу ее родственников в штате
Северная Каролина. Проезжая через аэропорт города Остин на пути домой
после окончания празднеств, Энди выхватывает кусочек телевизионного
репортажа с финального матча «Уимблодона» между Федерером и Рафаэлем
Надалем. Матч должен был давно закончиться, но все еще продолжался –
начинался пятый сет.
«Я не собирался смотреть, потому что это
тяжело – смотреть, когда самому хотелось бы быть там. Особенно в том
душевном состоянии, в котором я находился в тот момент. Смотреть было
больно. Но этот матч был таким, каким он был (эпическим), и я просто не
мог уйти из аэропорта, пока он не закончится».
Мы не знаем, какую роль тот эпический матч сыграл в возрождении у Роддика
аппетита к теннису, но вот интимные откровения суженой помогли, хотя и
довольно неожиданным образом. «Она не слишком-то разбирается в
теннисе», – говорит Роддик. «Так что она думала, что я сыграл
по-настоящему круто». Убедила ли она его, по выражению Роддика,
«держаться до конца»? Роддик считает, что да: «Ей кажется, что я очень
мило выгляжу в шортах».
В желании ли как можно дольше
красоваться в шортах перед сидящей на трибуне женой было дело, но в
этом году Энди Роддик не только вышел во вторую неделю турнира, но и
сыграл, начиная с четвертьфинала, три марафонских матча подряд. Во
время полуфинального матча с Энди Мюрреем присутствовавший на стадионе
Питер Бодо и увидел Роддика в новом свете. Роддик больше не был
«эмоциональным ураганом, развязным ковбоем, или дымящейся машиной по
производству эйсов, выбрасывающей клубы пара на выдохе, словно паровой
двигатель. Это – Роддик прошлого. Сегодня его присутствие на корте
вызывало одну ассоциацию, самую невероятную из возможных с именем Энди
Роддик – безмятежность. Роддик, который, несмотря на свои 26 с
хвостиком, часто с радостью ведет себя, как юноша, находился в
состоянии поразительного покоя. Он выглядел настолько ушедшим в себя и
сконцетрированным на текущей задаче, словно в трансе. Действуя в этом
состоянии, Роддик дал понять, что он избавился от озабоченности и
страха перед злейшим врагом каждого теннисиста – самим собой.
Все
остальные типичные манеры были на месте: и белую бейсболку он натягивал
поглубже, пока на ее левом крае не появилось коричневое пятно размером
с долларовую монету, и колени подгибал по-особому, демонстрируя подачу
«чертика из табакерки», и бол-боя с полотенцем подзывал, как всегда,
величественным взмахом ракетки – все это присутствовало по-прежнему.
Раньше, за этими и другими привычками скрывалось ощущение внутренней
спешки. Как бы Энди ни старался, внутреннее беспокойство просачивалось
наружу: в нервном кусании ногтей, в отбивании дроби по колену, пока он
сидит, в том, что подав с вопиющей ошибкой, он немедленно выполнял
вторую подачу, не обдумав того, что он будет делать дальше.
Сегодня
же он источал целеустремленность, которая исключала любую возможную
спешку. Роддик находился в состоянии, близком к состоянию особой
ясности, которое в кино пытаются передать с помощью замедленной съемки.
В этом состоянии он обладал устрашающей властью над своими
неограниченными силами и полностью владел своими эмоциями.Сегодня все
достоинства его игры и его внутренний подход к ней слились воедино,
вылились мощным, стремительным, и неоспоримым потоком. Удар слева
использовался с умом, его передвижения по корту были превосходны, его
выбор ударов предполагал, что Роддик понял значение старой пословицы
«поспешай медленно».
По мнению Роддика, «в финал «Уимблдона»
просто так опять не попадают. Это, определенно, процесс. Возможно, этот
процесс несколько затянулся. Но я наслаждался всем, что в него вошло».
Нынешний
– и вновь эпохальный – финал «Уимблдона» мистер Бодо окрестил
«памятником усовершенствованной игре Роддика и его боевому духу».
Грег
Гарбер из ESPN.com, несмотря на не очень обнадеживающее название своей
статьи, «Неудачник Роддик снова второй», также заметил новые качества
Энди.
«Роддик играл с такой целеустремленностью и
безмятежностью, что было жутковато. Он целенаправленно выводил
соперника к сетке и выполнял искусные резаные удары. И поскольку Роддик
постоянно оказывал давление – своей убийственной подачей (достигшей, в
один момент, 230 км/ч) и 69 выходами к сетке – Федерер в этом матче не
был полностью самим собой. Ему доставляли проблемы, иногда его даже
брали штурмом. После матча Роддика спросили, является ли это поражение
более обидным, чем три его предыдущих поражения от Федерера в финалах
турниров «Большого шлема». Роддик ответил: «Я думаю, что да. Сейчас
хуже. В декабре и ноябре я находил удовлетворение в том, что мы начали
двигаться вперед, работать над тем, чтобы появилась возможность
выигрывать такие турниры, как этот. Я чувствую, что сегодня у меня была
такая возможность. Не получилось, но я определенно получил
представление о том, каково это».
Большую часть этих двух недель
всех занимал сложный вопрос, является ли Федерер величайшим игроком в
истории. Вопрос же о том, играет ли Роддик, которому исполняется 27 лет
в следующем месяце, в свой самый лучший теннис сейчас, оказался
следующим по значимости. В этом году он был в полуфинале Открытого
чемпионата Австралии и добился наивысшего для себя результата на
Открытом чемпионате Франции – достиг четвертьфинала. В воскресенье
Роддик проиграл, возможно, лучшему в истории мужского тенниса игроку, в
самом длинном за всю историю турниров «Большого шлема» пятом сете. Куда
он будет двигаться после этого?
Роддик говорит: «Есть два пути:
ты или сдаешься или нет. Второй путь мне ближе. Я буду продолжать
двигаться вперед – нет другого выбора».
Наверное, никто не
опишет лучше, чем чувствительный мистер Бодо, все тонкости
эмоциональной атмосферы, сопровождавшей получение Федерером 15-го
рекордного титула:
«Как это часто бывает в момент великих
свершений, победа Федерера вызвала ощущение печали. Это было не так
заметно во время пресс-конференции победителя (местами там было
откровенно весело), но это висело в утомленном и опустошенном воздухе
над «Уимблдоном». Такова была символическая победа Роддика. Он сражался
так хорошо, так мужественно и упорно, что качество матча затмило
величие того, что было достигнуто Федерером».
И напоследок
несколько строк из Бориса Пастернака в качестве пожелания для человека,
который вряд ли когда-либо сможет их прочесть, и все же:
Другие по живому следу Пройдут твой путь за пядью пядь, Но пораженья от победы Ты сам не должен отличать.
И должен ни единой долькой Не отступаться от лица, Но быть живым, живым и только, Живым и только до конца...