Состоялось заседание Континентальной хоккейной лиги с участием
некоторых руководителей российских клубов. Обсуждались самые
злободневные вопросы - деление по дивизионам на будущий год, драфт,
редрафт и лимит на легионеров.
Деление по дивизионам, в
основу которого наверняка будет положен географический принцип, стало
настоящим яблоком раздора как в среде хоккейных специалистов, так и
между болельщиками. Налицо два лагеря, которые условно можно назвать
столичным и восточным.
Клубы московского региона, коих в КХЛ
семь (ЦСКА, "Динамо", "Спартак", "Атлант", "Химик", "Витязь" и ХК МВД)
пытаются претворить в жизнь давнюю мечту - создать столичный дивизион,
убив тем самым двух зайцев: сократить количество перелетов на Восток, и
увеличить число матчей, которые принято называть столичными дерби.
Команды, расположенные на Востоке страны, в свою очередь, недовольны
тем, что для них количество транспортных расходов не сократится (в
отличие от москвичей), а дерби, рано или поздно приестся даже самым
отчаянным фанатам. Давайте посмотрим плюсы и минусы такой "географии".
Преимущества географического принципа
Во-первых, как ни крути, а на дворе экономический кризис, и нынешние
полеты из Риги в Хабаровск (а эти команды в одном дивизионе)
действительно выглядят пиром во время чумы. При столь явной
географической неравномерности представленных в КХЛ команд, сделать
подобное деление абсолютно удобным и беспроблемным для всех, не
получиться.
Во-вторых, команды московского региона - в первую
очередь "Спартак", ЦСКА и "Динамо" - действительно извлекут из
"географии" массу полезного. При всех ужасах московских пробок, доехать
из Сокольников до Лужников - не так затратно, как летать в Сибирь или
на Урал, как по времени, так и по финансам. Усиленное таким образом
соперничество трех старейших отечественных клубов, безусловно,
привлечет к себе повышенное внимание болельщиков, хотя бы на первых
парах. К тому же, приход на хоккей больших масс зрителей, возможно,
сподвигнет руководство стареньких московских стадионов к тому, чтобы
принять мало-мальски разумные меры по улучшению условий просмотра
хоккея.
Если взять за аналог ситуацию в НХЛ, то там несколько
лет назад специально были переведены в один дивизион два старейших
клуба лиги - "Торонто" и "Монреаль", которые с тех пор играют по 6
матчей за сезон, и каждый раз у телетрансляций этих матчей высочайшие
рейтинги, а на стадионах - всегда аншлаги. Другое дело, что для Канады
хоккей - это спорт номер один, и данная мера была, скорее коммерческой,
нежели спортивной.
Взглянем на наш футбольный чемпионат, где
клубов из столичного региона тоже выше крыши: здесь противостояния
между "Динамо", "Спартаком" и ЦСКА не только не гаснут, но каждый год
разгораются с новой силой.
Что же касается восточных команд,
то для них экономия станет, конечно, намного менее весомой, чем для
Москвы, но все же в разгар кризиса и это сокращение расходов можно
занести в плюс. А вот со спортивной составляющей здесь всe намного
сложнее, потому как на каждый регион есть, по большому счету, только
одно дерби: сибирское - "Сибирь - "Авангард", уральское - "Магнитка" -
"Трактор" и межреспубликанское - "Ак Барс" - "Салават". Соперничество
же остальных команд в большей степени зависит от сиюминутной ситуации в
турнирной таблице.
Недостатки географического принципа
Минусы "географии" становятся, как бы, продолжением ее плюсов.
Увеличение числа встреч между московскими командами, увеличение
"громкости" вывесок и попытки заманить в столице на хоккей "непростых"
зрителей (имеются в виду персоны VIP) запросто могут не найти отклика в
сердцах столичных любителей хоккея.
К концу регулярного
чемпионата даже самое "дербистое" дерби может поднадоесть, к тому же
вряд ли можно рассчитывать, что "непростые" зрители будут посещать
каждую подобную игру. Увлечь Москву хоккеем - занятие крайне непростое,
к тому же выгода из этого "увлечения" (для российского хоккея в целом)
пока просматривается достаточно неясно.
В НХЛ имеется
аналогичный случай. Еще два года назад руководство лиги, преследуя все
те же экономические мотивы, сделало расписание регулярки неравномерным.
Клубы из одного дивизиона играли между собой по восемь раз, а некоторые
команды из разных конференций не встречались вовсе, причем подобный
график сохранялся несколько лет. Накопилось недовольство таким
"скособоченным" расписанием, и теперь каждый играет с каждым хотя бы
раз за сезон, несмотря ни на какие расстояния и перелеты.
Подводя итог, хочется отметить, что идеального деления придумать
невозможно, да и вряд ли стоит к этому стремиться. Но сделать
распределение команд (а значит - финансовые траты клубов на поездки) в
соответствии с принципами справедливости, необходимо. Как бы ни была
широка наша страна, она - едина, и Хабаровск ее такая же неотъемлемая
часть, как Воскресенск или Ярославль.
В Национальной
хоккейной лиге уже давно существует так называемый транспортный пул -
своеобразный фонд, в который поровну "сбрасываются" все клубы, а затем
отдельным, много летающим командам (например, "Ванкуверу") оттуда
компенсируют часть затрат. Пора бы и нашим клубам обратить внимание на
это здравое начинание, но, к сожалению, у многих отечественных
руководителей слишком велико желание утопить конкурента.