Выиграв наконец чемпионат Испании с мадридским «Реалом», самый популярный футболист мира Дэвид Бекхэм подался в американскую футбольную лигу, предварительно подписав многомиллионный контракт. Дебют Бекхэма в Лос-Анджелесе выпал на товарищеский матч с «Челси». Самый популярный в мире футболист Дэвид Бекхэм дебютировал в американском клубе «Лос-Анджелес Гэлакси» в матче против английского «Челси». За пару дней до матча игроки «Челси» приехали на тренировку на стадион «Гэлакси» – и у входа их встречал сам дебютант, сразу научившийся улыбаться совершенно американской улыбкой. «Ну как живется здесь, Дэвид?» – сочувственно бросил товарищу по сборной защитник «Челси» Джон Терри. Бекхэм вместо ответа улыбнулся еще шире и показал большой палец. Дебют Бекхэма не вышел ярким в спортивном смысле. Но этого и не требовалось: главное, что маркетологи правильно подобрали для него время – середина лета, когда во всех ведущих спортивных лигах США межсезонье, а потому выход на поле Дэвида надолго стал главной спортивной новостью в США. «Гэлакси», поддержанная местной «лигой соккера» (MLS), для этого выложила до $250 млн на оплату 5 лет услуг Бекхэма. Цель инвестиций не вполне спортивная – англичанин должен сделать то, что еще никому не удавалось: обеспечить европейскому футболу популярность в Америке, в одиночку справившись с баскетболом, американским футболом, хоккеем и бейсболом. И на сей раз предприятие не выглядит столь уж безнадежным. Помимо Бекхэма популяризировать соккер должны латиноамериканцы, доля которых в населении США растет быстрыми темпами – сейчас их 35 млн человек (это только легально проживающих в США), и большинство явно не может ездить каждую неделю в родную Мексику болеть за местные клубы. А значит, на них можно зарабатывать здесь и сейчас. Президент и генеральный менеджер «Гэлакси» Алекси Лалас подтвердил в интервью Newsweek, что именно для обширной испаноговорящей аудитории в Лос-Анджелес завезли главную звезду мирового футбола. Так, похоже, Бекхэм и выбрал себе клуб: в городе и гламурный Голливуд (который будет за него болеть по «классовому» принципу), и большая община латиноамериканцев, которых среди болельщиков «Гэлакси» более половины. «Эта аудитория очень велика, – бывший футболист Лалас рассуждает как маркетолог. – И их нельзя игнорировать – хоть вы сыр продаете, хоть спорт». В руководстве MLS убеждены, что именно латиноамериканцы сделают новую попытку популяризации футбола удачной. Они и без Бекхэма вовсю улучшают статистику: за 10 лет число американцев, занимающихся европейским футболом, увеличилось почти вдвое – это невероятный рост для любого вида спорта. Предыдущие попытки – от появления первых престарелых мировых звезд до проведения в США чемпионата мира 1994 г. – блестяще провалились. «Когда такие игроки, как Пеле и Кройф, приезжали играть в Америку в 70-х годах, здесь была совсем другая футбольная культура. Точнее, ее просто не было», – объясняет Дуглас Куинн, президент Soccer United Marketing, компании, которая эксклюзивно разрабатывает маркетинговую политику MLS. Об этом до сих пор с содроганием вспоминает великий немец Франц Беккенбауэр. В своем дебютном в Америке матче в 1977 г. он играл в Тампе (Флорида) при жуткой жаре и на синтетическом поле, а диктор по стадиону весь матч объяснял зрителям правила игры. Каждые пять минут из динамиков звучало: «Напоминаю, только один игрок в команде – вратарь – имеет право играть руками». По словам Беккенбауэра, он в тот момент мечтал «упасть в обморок и очнуться где-нибудь в Баварии». С тех пор футбол в Штатах только еще больше законсервировался – и та же MLS, которую 11 лет назад создавали для популяризации игры. Правила соккера нужно было объяснять уже европейцам: они могли меняться каждый год для того, чтобы зрелище было более ярким. Еще пару лет назад вместо послематчевых пенальти пробивали буллиты – игрок бежал на вратаря с центра поля. Обязательная уравниловка зарплат была несколько смягчена только перед прибытием знаменитого англичанина. По так называемой «поправке Бекхэма», теперь каждый клуб MLS имеет право пригласить одного выдающегося футболиста с выдающейся же зарплатой. Остальные будут получать не больше $400 000 в год напрямую из фонда MLS. Теоретически клуб может выкупить у другой команды место для второго «монстра» – и «Гэлакси» как раз хочет провернуть такую операцию, чтобы выманить с пенсии огромными деньгами Зинедина Зидана. Глава Soccer United Marketing Куинн убежден, что американцы справились бы и без европейских знаменитостей – за последние годы, еще до приезда Бекхэма, его компания нашла Лиге серьезных спонсоров – Adidas, Honda, Visa и Panasonic. Есть спонсоры и помельче – производители красок и дрелей. Для целевой аудитории соккера – латиноамериканских чернорабочих – это крайне необходимые вещи. Воодушевленные этими успехами, американцы принялись пропагандировать свою модель футбола, утверждая, что она самая правильная. «Мы избежали повторения ошибок в других лигах, той же английской, где существует несколько клубов, собирающих лучших игроков, а остальные обречены быть середняками. А у нас все клубы примерно равны – “Гэлакси” может выиграть с Дэвидом Бекхэмом у кого угодно и проиграть кому угодно с тем же Дэвидом Бекхэмом. Второго, третьего, четвертого игрока такого уровня они просто не смогут приобрести из-за существующих ограничений», – с гордостью сообщает Куинн, который по-прежнему считает американский спортивный социализм лучшим изобретением человечества. Главное, что для полной маркетинговой победы «Гэлакси», которую она разделит с другими клубами MLS, хватит и одного Бекхэма. Корреспондент Newsweek убедился: англичанин сегодня – самый часто встречающийся брэнд на билбордах Лос-Анджелеса. Дебют-презентация главного спортивного брэнда сезона прошел помпезно. Болельщики стали подтягиваться к стадиону задолго до начала матча. Белые американцы почти все были в футболках с именем Бекса – это самый ходовой спортивный товар Лос-Анджелеса последних дней. Латиноамериканцы делали вид, что от приезда Бекхэма не в восторге. Соседи корреспондента Newsweek по трибуне ворчали: мол, приехал красавчик к нам не в футбол играть, а подписывать рекламные контракты. Дрели и краски Бекс пока не рекламирует, зато на груди его формы теперь красуется эмблема «Гербалайф». Весь первый тайм и начало второго Дэвид на скамейке запасных шутил с резервистами «Гэлакси» (те об этом восторженно рассказали после матча). На 60-й минуте, услышав указание тренера разминаться, Бекхэм стал отрабатывать беговые упражнения – и тут болельщики взревели, и большинство бросило смотреть матч. Еще через 15 минут Бекхэм наконец вышел на поле: все 30 000 человек на стадионе достали свои мобильные телефоны и мыльницы и начали фотографировать. Бекхэм, по словам Куинна, и не должен учить американцев играть в футбол – его «мегабрэнд» сам по себе «поднимет футбол на невероятные высоты и сделает его престижным». За 13 с небольшим минут Бекхэм ничего особенного и не сотворил – но каждое его прикосновение к мячу сопровождалось визгом трибун. «Челси» выиграл со счетом 1:0, но никто, кажется, за счетом и не следил. Трансляция матча по спортивному каналу ESPN собрала в США рекордную для европейского футбола аудиторию – 1,5 млн человек. Хоть цифры эти и ничтожны по сравнению с рейтингами футбола в остальном мире, они вызвали невероятный восторг – как у американцев, так и у «Челси». Клуб Романа Абрамовича тоже активно развивает футбол в Штатах – разумеется, к собственной выгоде. Матч с командой Бекхэма был главным в турне англичан по Америке. После матча коммерческий директор «Челси» Пол Смит рассыпался в восторгах: при таком росте популярности, сказал он в интервью Newsweek, скоро все ведущие клубы мира станут ездить сюда в межсезонье играть коммерческие матчи, как сейчас в Китай и Японию. Футболисты «Челси» не уставали шутить над Бекхэмом, но делали это как-то очень уважительно, возможно, памятуя о новой зарплате соотечественника. Кто-то из англичан напутствовал Дэвида: «Парень, сделай здесь футбол популярным, и мы все к тебе приедем». Новичок «Челси» Стив Сидуэлл – в Штатах его бы назвали таф-гаем – пытался поддеть Бекса на популярную сейчас в Англии голливудскую тему: «Я с ним столкнулся, так он стал корчиться так, как будто ему ногу оторвали, хотя была обычная борьба. Мне кажется, что таким образом Дэвид решил начать свою актерскую карьеру в США». Светские журналисты, пришедшие на игру, шептались больше не о футболе, а о невероятных приемах, устроенных англичанами в честь матча. «Челси» провел вечеринку за день до игры – на тусовку под названием «Раскрась Лос-Анджелес в синий цвет» пришли Серена Уильямс, Кимберли Стюарт, Тара Рид, но главное – впервые после выхода из тюрьмы появилась на публике Пэрис Хилтон. Бекхэм ответил днем позже. Цветом его вечеринки был красный – но не в честь «Манчестер Юнайтед», а в честь оскаровской ковровой дорожки. Собственно, и лица были сплошь «оскаровские»: обсудить футбол пришли Том Круз, Кэти Холмс, Брюс Уиллис, Уилл Смит, Джордж Клуни. Пэрис Хилтон не приглашали – устройством вечеринки занималась Виктория Бекхэм, а Пэрис для нее чересчур экстравагантна. Чермен ДЗГОЕВ, Алексей ПОТАПОВ Русский Newsweek |